В 1935 году греческий археолог Спиридон Маринатос исследовал пещеру на острове Крит. Среди прочих находок внимание исследователей привлек медный обоюдоострый топор или секира. На нем, аккуратно разделенные ложбинками-строками, читались неизвестные надписи.
И, хотя сильно поврежденная надпись очень трудно читается, ее письмена будоражат воображение палеографов до сего дня.
Как и в случае с Фестским диском, дешифровка надписи представляется невозможной ввиду краткости. Единственное, что исследователи могли предположить, так это культовый характер выгравированного сообщения - секира очень напоминала ритуальные приспособления средиземноморских народов.
Однако, в 2004 году Торстен Тимм высказал предположение о том, что знаки на секире из Аркалохори относятся к той же системе, что и письмена Фестского диска и являются несколько видоизмененной формой критского линейного письма А.
В подтверждение своей теории он приводит вот такую таблицу:
Давайте попробуем разобраться, насколько
Тимм прав.
Безусловно, самый частый символ фестского диска (D02, "голова с
перьями") здесь тоже самый употребительный. Да и изображение похоже - что там
голова с остроконечным головным убором, что здесь. Что на диске подчеркнуто
выделен глаз, что здесь. Изображение более условно, ведь выцарапать знак на
крепком бронзовом топоре куда сложнее, чем приложить штамп к податливой
необожженной глине. Хорошо, что еще? Письмена уложены в аккуратные строки,
разделенные горизонтальными линиями - еще один голос за.
Но посмотрите -
помимо головы в профиль (которая, кстати, смотрит в обратную сторону!), есть еще
голова анфас, лицо человека в головном уборе с острыми навершиями. В линейном А
нет ничего подобного, а знак AB80, который Тимм отождествляет с головой анфас на
секире, напоминает скорее голову животного (например, быка или вола), чем
человеческую.
Что до знаков AB28, D39 и A338 (который, опять же, довольно
условно ассоциируется со знаком "ступня" линейного А), то сходные символы можно
найти и в древнеегипетских письменах, и у хеттов, и в клинописи.
Некоторых
письмен мы не встречаем вообще нигде, кроме этих трех строк.
Безусловно,
очень соблазнительно заявить, что мы имеем в распоряжении второй памятник
письменности Фестского диска (благо, оба найдены на Крите), но я бы не стал
торопиться с выводами, и занес письмена секиры из Аркалохори в коллекцию
неразрешенных загадок.